Профилактика насилия в семье
Насилие – внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие.
Виды насилия: физическое; сексуальное; пренебрежение; психологическое; экономическое; семейное.
Физическое насилие – это причинение физической боли, повреждений или даже убийства, насильственное принуждение к чему-либо, а также введение в отношения человека различного рода запретов, ограничение его прав и свободы. К физическому насилию относятся такие формы, как: побои, умышленное причинение вреда здоровью, оскорбления, угрозы и такие косвенные действия как разрушение личной собственности, запирания в ванной комнате или других местах.
Пренебрежение – систематическая неспособность или нежелание обеспечить основные потребности зависимого члена семьи в пище, одежде, медицинском уходе, защите и привязанности, что может привести к ухудшению физического или психологического здоровья, задержке или нарушению развития. Термин «пассивное пренебрежение» используется тогда, когда имеет место ситуация изоляции недееспособного человека, оставление его в одиночестве и игнорирование.
Сексуальное насилие – любой вид домогательства, выражаемого как в форме навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования или инцеста) кого-либо из членов семьи против его воли.
Психологическое (эмоциональное) насилие – причинение человеку душевных страданий, брань и оскорбления в его адрес, угрозы, причинение физической боли, изоляции, также формирование и развитие чувства страха. Психологическое насилие выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивания, запретов на встречи с друзьями и занятий любимыми делами, мучений и убийстве животных, дорогих человеку.
Экономическое насилие – единоличный контроль за расходованием денег (зависимому члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться), лишение права голоса при расходовании денег, присвоение одними членами семьи собственности, либо сбережений без согласия других, принуждение к работе или запрещение работать.
Семейное насилие – это агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травмы, унижение или иногда смерть. Такие действия могут представлять собой физическое и сексуальное насилие, порчу личного имущества и неудовлетворение базовых потребностей.
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста являются:
-детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
-для школьников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности, в поведении отмечается регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры.
-для детей младшего школьного возраста – амбивалентность чувств по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращение, испорченности, недоверие к миру, в поведении отмечается отстраненность от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость, либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
-для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, в поведении отмечается изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведе- ние;
- для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальное нарушение, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, в поведении отмечаются попытки суицида, ухода из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, противоречивость поведения.
Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь и т. п.), различные нарушения, связанные с неприятием своего тела, отмечается нарушения в сексуальных отношениях с партнером.
Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.
Безопасности пребывания дома детей следует начинать учить как можно раньше, рассказывая доступным ребенку языком о правилах поведения дома и введя запреты на некоторые самостоятельные действия.
О том, в какой степени родитель заботится о полноценном физическом и психическом развитии ребенка, можно судить по целому ряду внешних признаков:
1. По его внешнему виду (ребенок одет не по сезону, вещи грязные, заношенные, давно не стираные, не по размеру).
2. По поведению (ребенок голодает и вынужден попрошайничать, собирать и сдавать пустые бутылки, искать еду в мусорном контейнере, воровать у одноклассников, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, например, продавая газеты в электричке и т. д.).
3. Лексике ребенка (употребление ребенком нецензурных слов, жаргона, перенятого от родителей).
4. Навыкам, которыми владеет ребенок (например, умеет ли ребенок дошкольного возраста чистить зубы, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, самостоятельно одеваться и др. – эти навыки должны прививать ребенку родители).
5. Состоянию психического и физического здоровья (ребенок отстает в весе и росте от возрастной нормы, истощен и ослаблен, вследствие чего не ходит, отстает в умственном и психическом развитии, страдает заболеваниями, обусловленными отсутствием гигиенического ухода за телом: педикулез, чесотка, опрелости и др.). Больной ребенок, безусловно, нуждается в повышенной заботе и внимании со стороны родителей.
6. Делаются ли ребенку необходимые прививки.
7. Выполняет ли родитель предписания врача по уходу за больным ребенком.
8. Эмоциональному состоянию ребенка (запуган, замкнут, агрессивен).
9. Успеваемости и дисциплине в школе.
10. Отношению ребенка к родителю.